?

Log in

почему?

Фолксингеры, лидермахеры, сантаутори и кантаудоры, шансонье и лаутары... Всюду пишутся стихи, звучат песни, есть традиции, сообщества, фестивали. И только в России из года в год бардам задают вопрос о грядущей смерти авторской песни, среды и т.п. Нет, де, ни притока свежей крови, ни социального запроса...
Muzyka i bunt: „Któż tam będzie wisiał?” – Bunt chłopski w miejskiej wyobraźni. (на материале "Gore – Pieśni buntu i niedoli XVI-XX wieku" R.U.T.A.). Интересный заход в статье: во многих постсоветских обществах процесс разрушения прежних политико-экономических и социокультурных структур привел не столько к заимствованию "капиталистических", "либеральных", "демократических" институтов, сколько к рефеодализации (переизданию сословного общества в совершенно ином историческом контексте). Соответственно и формы протеста (и артистического в том числе) резонируют с теми, что были в начале эпохи модерна (против каст, против коррупции, против сакрализации иерархий и т.д.)

руины

Эта гребаная гибридная война с ее медиа-градами начисто уничтожила весь гражданский словарь. Слова-концепты, обозначающие осевые смыслы и идентичности либо девальвированы ("гуманитарный" и т.д.), либо - сменили значения на противоположные ("антифашизм"). Будто семиотическая вакуумная бомба взорвалась и дотла выжгла язык публичной речи.

Брана Миятович

"Бросать камни в систему": Рок музыка в Сербии в 1990-х ("Throwing Stones at the System": Rock Music in Serbia during the 1990s)
По правде говоря, у меня нет никаких иллюзий относительно архива music_action (сейчас в нем 2 882 записи, огромный объем видео, текстов на разных языках, рецензий, размышлений etc). Пока это лежит грудой бесполезного сетевого мусора. Редко кто попадает на записи, сделанные пять-шесть лет назад. Да и на совсем недавние мало кто проматывает.

Значит бессмысленно как-то вкладываться всерьез? Кому, зачем это надо?

Уверен, что спустя десятилетия и "музыка социальных движений", и социально-ангажированные клипы, и активистские субкультуры (с их фестивалями, механизмами культурного обмена, арт-активистскими практиками, просветительскими проектами НПО и проч.) станут объектами научного изучения (в Штатах, отдельных европейских странах, это произошло: есть аудиовизуальные архивы, музеи, крупные онлайновые коллекции, обобщающие статьи, небольшие лаборатории и редакции, сфокусированные на "песнях протеста", роли музыки в становлении, консолидации, выработке идентичности и имиджевого послания активистских сообществ) и, что для меня особенно важно, частью "технологий социогуманитарных перемен" (изменения глубинных слоев коллективного бессознательного и неформальных социальных конвенций, что обрубают модернизацию).

Но не факт, что music_action до этой светлой поры доживет (физически). И это значит, что "первичная обработка данных" (сбор, классификация, разрозненные наблюдения и соображения) окажется невостребованной.

Сейчас аудитория сообщества есть. Она очень небольшая и практически не растет (ни количественно, ни, увы, качественно; чего говорить, если даже коммментарии стали появляться не каждую неделю). Уже ради нескольких человек есть смысл продолжать (хоть кому-то это даст сил, кого-то побудит задуматься, полезть вглубь, войти в контакт с близкими по духу гражданскими командами...). Но, если честно, хотя бы умозрительно представлять идеального соавтора и читателя (пусть и потенциальных, будущих) для меня важно. Без этого образа не хватает ни эмоциональной подзарядки, ни желания "рыть всерьез".
http://www.bbc.co.uk/russian/blogs/2014/08/140819_blog_troitsky_music_lessons.shtml

"Мы будто вернулись в 60-е или 80-е: музыкально-светская хроника последних двух лет пестрит политическими и правозащитными сюжетами. Движение Occupy на Западе и российские оппозиционные рокеры/рэперы, мега-история с Pussy Riot и недавняя акция Мадонны с израильтянином и палестинцем - не говоря уже о массе рутинных выступлений по поводу голодающей Африки, цензуры, прав ЛГБТ и феминисток. Есть ли в этом элемент пиара? Наверное, да - но это не главное. Важнее - и как мотивация, и по сути - две другие вещи. Во-первых, сейчас уже очевидно, что мир в XXI веке оказался гораздо менее благополучным и более тревожным, чем ожидалось в конце века ХХ: как попадали башни-близнецы, так все и покатилось - теракты, войны, революции, катастрофы, кризисы - есть, на что реагировать господам артистам. Во-вторых, роль музыки в мировой культурно-молодежной среде явно отошла на второй план, а иконостас актуальных поп-звезд невероятно измельчал, от Элвиса и Битлз через Майкла Джексона и U2 докатившись до Бритни Спирс и, прости господи, Джастина Бибера. И амбициозным музыкантам хочется крикнуть: "Эй, ребята! Мы еще здесь - послушайте нас!" Иногда докричаться удается, хотя, прямо скажем, до масштаба фестивалей "мира и любви" и "песенных революций", акций Джона Леннона и гимнов Боба Дилана сегодняшним музыкальным общественникам очень далеко. К сожалению"

Veronika JANČÍKOVÁ

K dialógu protest songu a inštitúcií moci (predovšetkým) na území Československa (К диалогу песен протеста и властных институций в Чехословакии)
https://www.pulib.sk/web/kniznica/elpub/dokument/Chovanec3/subor/s1-6.pdf

тирания прошлых

К чему рассказывать о разного рода страновых опытах социальных изменений и активистских практиках тем, кому и личный-то опыт совершенно не нужен? Споры идут вокруг того что (какую эпоху, какое течение внутри эпохи) консервировать и как воспроизводить "идеальное прошлое" в поправкой на актуальный контекст. Модернистская установка на новизну под подозрением как таковая.

Justin Patch

Total War, Total Anti-War: Music, Holism, and Anti-War Protest - http://ethnomusicologyreview.ucla.edu/journal/volume/18/piece/700
Американский социолог R. Serge Denisoff (Sing a Song of Social Significance) возводил американскую музыку протеста к ритуалам группового пения протестантских общин и говорил о песнях двух типов: магнетические - эмоционально вовлекают людей в социальные движения, способствуют выработке солидарности и поддерживают мобилизацию на цель, результат, идеал; риторические - выражают негодование, возмущение, гнев и т.д. и претендуют на то, чтобы изменить мнение слушателя или хотя бы зародить сомнение в правильности его убеждений.

Folk Against Fascism

http://www.folkagainstfascism.com/about.html - интересный проект с точки зрения позиционирования: попытка объединить фолк-музыкантов, готовых сопротивляться целенаправленной политике ультраправых по кооптации народной музыки в ксенофобские, консервативные, традиционалистские дискурсы.

Folk Against Fascism сознательно уходит от политизации своего протестного мэссиджа (мы - ни левые, ни правые; мы - те, кто против превращения фолк-сцены в маркетинговый инструмент для неонацистских идеологий.

Увы, в Восточной Европе подобные проекты пока труднопредставимы. Фолк ассоциируется с движениями реконструкции, а последние - с различными изводами ностальгии по романтизированному прошлому (почти сплошь оказывающемуся племенным, милитаризованным и т.д.)

Profile

actionsong
actionsong

Latest Month

December 2014
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com